Монтень об искусстве жить скачатьМонтень об искусстве жить.16 век, эпоха позднего Возрождения. Для нее характерно отступление от церковных догм и представление человека, как главной и разумной силы природы. Время в искусстве было яркое, но в целом осталось в истории как грозное и жестокое. В Европе, в том числе и во Франции, на родине философа, бушевали религиозные (гражданские) войны. М. Монтень по своему происхождению дворянин. Но не только дворянский титул он унаследовал от своего отца, но и его доброе имя, отличавшееся высокими нравственными качествами, свободомыслием, гражданскими обязанностям. Пример отца помогает Мишелю в жизни. Когда М. Монтеня назначают мэром французского г. Бордо, он абсолютно бескорыстно выполняет эти функции, не получая никакого материального вознаграждения за этот труд. В 1580-1581г. Монтень совершает путешествие по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Вернувшись во Францию, он пишет и издает главный труд своей жизни книгу «Опыты». Через описание самого себя он воссоздал образ философствующего аристократа эпохи Возрождения- мыслителя- скептика, гуманиста, моралиста и вольнодумца. В своих социальных настроениях М. Монтень не склонен к крайностям. Он не в восторге от современного общественного строя, политических и правовых учреждений, нравов и устоев жизни. Он достаточно просвещенный человек, чтобы понимать насколько они оставляют желать лучшего: " . Есть ли что-нибудь дикое, чем видеть народ, у которого на основании освященного закона и обычая судебные должности продаются, а приговоры оплачиваются звонкой монетой: где опять-таки, совершенно законно отказывают в правосудии тем, кому нечем заплатить за него". И тем не менее Монтень крайне осторожно относится к изменению государственного порядка и существующих законов. Он считает, что законы необходимо исполнять. Благо, которое заключено в них, определяется прежде всего их незыблемостью, а вовсе не их моральными качествами. Монтень вкладывает высокий гуманистический смысл в понятие бескорыстной дружбы и подлинной любви. Он считает, что истинное богатство человека, его неотъемлемая собственность - не деньги, и не вещи, а мысли и чувства, совесть, творчество. "В истинной дружбе - а она мне известна до тонкостей - я отдаю моему другу больше, чем беру у него. Мне больше по душе, когда я сам делаю ему добро, чем когда он делает его мне". Монтень рассматривает человека как элемент природы, который живёт по законам общества. В "Опытах" есть глава, в которой говорится, что наше восприятие блага и зла в значительной мере определяются представлением, которое мы имеем о них, Монтень доказывает, что каждому живётся хорошо или плохо в зависимости о того, что он сам по этому поводу думает. Он ведёт разговор в этой связи о богатстве, славе, здоровье, смерти, рассуждает о разуме. ". Я не столько забочусь о том, каков я в глазах другого, сколько о том, каков я сам по себе. Я хочу быть богат собственным, а не заёмным богатством. Посторонние видят лишь внешность событий и вещей: между тем всякий имеет возможность изображать невозмутимость и стойкость даже в тех случая х, когда он во власти страха и весь в лихорадке, они видят надетую мною маску". ". Мы готовы признать за другими превосходство в отваге, телесной силе, опытности, ловкости, красоте, но превосходство в уме мы никому не уступим". ". Здоровье - это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становиться нестерпимой и унизительной. Без здоровья меркнут и гибнут радость, мудрость, знания и добродетели". В главе "О воспитании детей" Монтень подчёркивает необходимость с первых шагов у ребенка формировать потребность и способность к самостоятельному мышлению. Монтень говорит о том, что нельзя вдалбливать в голову юноше своё влияние и свои взгляды. ". Кто рабски следует за другим, тот ничему не следует. Нужно, чтобы он проникся духом былых мыслителей, а не заучивал их наставления. Пчёлы перелетают с цветка на цветок для того, чтобы собрать мёд, который, однако, есть целиком их изделие; ведь это уже больше не тимьян или майоран. Подобным же образом и то, что человек заимствует у других, будет преобразовано и переплавлено им самим, чтобы стать его собственным творением, т.е. собственным его суждением. Его воспитание, его труд, его учение служит лишь одному: образовывать его личность". Для великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, книга М. Монтеня "Опыты" была настольной. Он восторгался педагогическими идеями Монтеня, считая, что философ "первый ясно выразил мысль о свободе воспитания." Монтень был не только прекрасным философом, педагогом, но и психологом. Вот некоторые его гениальные изречения: "Надо уметь переносить то, что нельзя избежать. " "Тот, кто способен стойко переносить тяготы нашего повседневного существования, не имеет нужды усиливать своё мужество, берясь за оружие". "Каковы бы ни были блага, дарованные нам судьбой, надо ещё обладать способностью, ощущать их прелесть. Не владение чем-либо, а наслаждение делает нас счастливыми". "Самая великая вещь на свете - это владеть собой". Можно еще долго цитировать Монтеня, но я думаю, будет лучше, если Вы сами прикоснетесь к этому великому произведению. Читайте, думайте, размышляйте. | |
Скачать у нас:
|
Похожие: |